Главная

Развития речи у детей

Родители играют большую роль в развитии речевых способностей своего ребенка. Чуткость и наблюдательность родителей поможет вовремя заметить проблемы с речью и предотвратить их. А желание и стремление совершенствования навыков ребенка приведет к успешному овладению им родного языка.

Развивать речь ребенка необходимо на всём периоде от 0 до 5 лет, когда мозг малыша находится в интенсивном естественном развитии. Именно в этот период функции ЦНС и мозга легки в тренировке. Тренировка – обязательное условие. Без нее развитие не только задерживается, но и полностью останавливается. Уже на третьем году жизни у малыша полностью созревает речевая область мозга, и ребенок начинает накапливать свой словарный запас. Если до этого времени малышу не уделялось должной внимание, то сейчас необходимо усилить работу с ним, чтобы избежать проблем.

Обучение ребенка речи способствует развитию у него интеллекта и эмоций, приобретаются навыки для дальнейшей успешной учебы в школе. Необходимо помнить, что задержка в речевом развитии впоследствии ничем не компенсируется.

С первого дня жизни вокруг ребенка должна звучать правильная речь. Когда младенец за Вами наблюдает, комментируйте то, что Вы в данный момент делаете. Любая попытка малыша заговорить должна быть поощрена. Ребенка необходимо внимательно слушать, иначе он просто напросто не захочет больше разговаривать.

Разговаривать с малышом лучше короткими фразами и медленно. И не стоит очень часто переходить на его «детский» язык, то есть лепетать так же как он. И пресекайте попытки других разговаривать с ним таким образом. Ребенок должен слушать грамотную и правильную речь, к которой он будет стремиться.

Читайте малышу сказки каждый день. И не стоит отвергать его просьбы десятый раз прочитать его любимую книжку. Любопытство ребенка необходимо поощрять. Обязательно давайте ответ на любые его вопросы. Спрашивайте его, понятен ли ему смысл сказанного. Категорически нельзя сравнивать своего малыша с другими детьми.

Ниже написанное поможет родителям контролировать уровень речевого развития своего ребенка.

Ребенок должен:

1) произносить «Я» - в 2 года и 3 месяца;

2) использовать в речи названия цветов (красок) - в 2,5 года

3) согласовывать правильно слова в роде (например, правильно будет «красная машина», а не «красный машина») – к трём годам;

4) активно пользоваться падежами – с двух лет;

5) понимать слова-обобщения и активно использовать их (например, игрушки – это и кукла, и машинка, и мячик; также фрукты, посуда и так далее) – к трём годам;

6) понимать и употреблять в речи пространственные наречия (там, здесь, везде) – с 2 лет и 3 месяцев;

7) произносить твёрдые «З»,«С», «Ц» - с двух лет;

8) замечать неправильную речь у других детей – к трем годам;

9) Уметь подбирать к словам рифмы – с трёх лет.

В итоге малыш в свои три года должен правильно произносить несложные фразы, употреблять активно предлоги и союзы в предложениях. В его речах должны встречаться местоимения и наречия. О себе ребенок должен говорит от первого лица, с помощью речи уметь выражать свои желания.

Если работа с ребенком велась активно, то он должен свободно в нескольких предложениях пересказать его любимую сказку, описать игрушку, рассказать о каком-нибудь произошедшем случае. Он должен чётко понимать то, что Вы ему говорите.

Словарный запас ребенка в три года должен уже существенно расшириться. Малыш должен уметь говорить то, что он делает, например, рисует, прыгает, бегает, ловит, бросает. Он должен понимать, что такое лево и право, близко и далеко, там и тут.

Произношение звуков в три года пока не совсем чистое. Такие как Ж, Ш, Щ, Л, Ч, Р он может произносить с трудом. В три года это вполне допустимо.

К этому возрасту у ребенка должен привиться интерес к книжкам. Они уже могут рассказать родителям наизусть «Колобка» или стихотворную «Муху-цокотуху», спеть тоненьким голосом песенку из мультика или рычать как мишка из «Трёх медведей».

Раскрыв свои таланты перед любезными зрителями, ребенок должен быть, как минимум одарен похвалами.

В периоде от 3 до 5 лет есть граница. Это четырёхлетний возраст ребенка. И если к четырем годам ребенок не выполняет описанного ниже, то стоит подключить специалиста к развитию его речи.

В период от 3 до 4 лет ребенок может:

1) активно употреблять названия предметных частей (например, говоря о кукле, он должен употреблять такие слова, как ноги, руки, шея, голова) – к 4 годам;

2) пользоваться уменьшительно-ласкательными суффиксами – с трех лет;

3) различать слова, отличающиеся по фонеме (например, лук и жук) – к 4 годам;

4) произносить звуки Ж, Ш, Щ, Л, Ч, Р – к 4 годам;

5) замечать неправильное произношение в своей речи – к 4 годам;

6) пересказывать сказки близко к тексту – к 4 годам;

7) играть в сказки, изображая голосом ее персонажей – к 4 годам.

В итоге Ваш малыш в четыре года, не стесняясь, говорит с незнакомыми ему людьми, строит правильно предложения, способен наизусть читать стихи. Речь понятная, с произношением всех звуков. Ребенок научился регулировать громкость своего голоса.

В возрасте от 4 до 5 лет ребенок умеет:

1) использовать названия предметов в нужном роде – с 4,5 лет;

2) пользоваться суффиксами (например, проанализировав слово «школа», он может создать слово «школьник») – с 4,5 лет;

3) подбирать слова-антонимы – к пяти годам;

4) определять звуки в слове – с 4,5 лет;

5) находить место звука в слове (имеется ввиду в начале, в середине или в конце) – к пяти годам;

6) составлять рассказы по картинкам – к пяти годам;

7) планировать свою речь – к пяти годам;

8) произносить чётко все звуки – с 4 до 5 лет.

В итоге пятилетний ребенок должен иметь чистую, внятную речь без нарушений произношения звуков. В этот период ребенок активно говорит. Он охотно отвечает на вопросы, вступает в любую дискуссию, грамотно и эмоционально высказывает свои впечатления и наблюдения. Но может встречаться в его речи и некоторые несогласования, например неправильное употребление числительных, применимо к существительным. Это связано с тем, что ребенок уже сейчас пытается строить длинные сложные предложения.

Ваш малыш уже прилично говорит, и Вы, несомненно, рады, что время потрачено не впустую. Но на этом не стоит расслабляться, так как ребенок вступает в фазу, когда его словарный запас будет увеличиваться огромными темпами. И тут важен контроль над качеством новых для ребенка слов.

Rambler's Top100 Химический каталог

Copyright © 2009-2012