Главная

Развитие речи у дошкольника

Развитие речи у малыша – постепенный, длительный и сложный процесс. На какие же признаки стоит обращать внимание маме, чтобы отследить потенциальную возможность возникновения проблем в этой сфере.

Предпосылками к проблемам речевого развития могут послужить:

- повреждения нервной системы из-за каких-либо проблем во время родов,
- затянувшаяся послеродовая желтуха,
- хирургические операции у ребенка в раннем возрасте под общим наркозом
- частые ушибы и травмы, которые могут повлечь микротравмы мозга;
- малыш может не говорить из-за пережитых душевных травм, например разлуки с близкими людьми,
- также из-за гипер-опеки со стороны родителей, которые готовы все сделать за ребенка и не стимулируют его к разговору.

Но нежелание ребенка коммуницировать с внешним миром с помощью речи может быть обусловлено и просто особенностями характера конкретного ребенка. Наверное излишне напоминать о важности живого общения с мамой и папой, которое не может заменить ни просмотр мультиков ни прослушивание аудио-сказок.

Мама может ориентироваться на следующие достаточно четкие критерии развития речи:

- 1 год: появление однословных предложений; 1 год 3 мес. словарный запас 25-30 слов
- 1,5 года: 40-60 слов; повторение слов часто употребляемых взрослыми;
- 1,5-2 года: появление вопросов «что?», «куда?», «где?»;
- 2 года: словарный запас увеличивается до 200-300 слов; в речи используются прилагательные, местоимения, предлоги;
- 2,5 года: появление многословных предложений; до 3-х лет может сохраняться неправильное звукопроизношение (свистящие, шипящие, сонорные звуки).
- 3 года: запас слов увеличивается до 800-1000; начинается употребление сложных грамматических форм, ребенок учится изменять существительные по падежам и числам, глаголы – по родам, временам, числам и лицам.

В возрасте 3-4 года вопросы «что?», «куда?», «где?», «почему?» возвращаются, фразы становятся длиннее смысл их усложняется. Неправильное произношения ряда звуков сохраняется.

- 4 года: дети объясняются достаточно сложными предложениями, содержащими почти все части речи. Могут группировать предметы по классам: одежда, посуда, мебель и т.п. Запас слов составляет около 2000.

В период с 4 до 5 лет исчезают все некорректно произносимые звуки.

- 5 лет: умение составить короткий рассказ по предлагаемым картинкам, правильно отвечать на вопросы по сюжету; словарный запас до 2500 слов.

Несмотря на то, что проблемы с неправильным произношением звуков, по мнению специалистов, относятся к легко преодолимым, не стоит их запускать. Помните, что в четырехлетнем возрасте речь вашего ребенка должна быть понятна посторонним людям. В противном случае у вас уже имеется повод для первичной консультации с логопедом.

Для правильного развития речи (а в последующем и письма) ваш ребенок должен обладать хорошей мелкой моторикой и фонематическим слухом. В ваших руках возможность максимально их развить, пользуясь различными развивающими методиками и играми.

Проблемы с произношением могут быть также связаны и с чисто физиологическими особенностями – например с длиной подъязыковой уздечки. В некоторых случаях вам даже могут порекомендовать несложную операцию по ее подрезанию.

Также хочется особенно обратить внимание на то, что дети могут копировать неправильное произношение ряда звуков и целых слов, потому что кто-то в семье неправильно их произносит, или, к примеру, намеренно «сюсюкает» с маленьким.

Именно от родителей во многом зависит, насколько правильно и грамотно будет в дальнейшем разговаривать ребенок.

Rambler's Top100 Химический каталог

Copyright © 2009-2012