Главная

Младенческое плавание

Несколько слов в этой главе хочется сказать о младенческом плавании, которое получило поистине массовое распространение. Результаты таких занятий изумляют: ученые доказали, что «плавающие груднички» заболевают в 4—5 раз реже, чем их сверстники, они лучше развиваются, растут, прибавляют в весе. Немаловажно и то, что с самого раннего возраста дети овладевают наукой хорошо, уверенно держаться на воде, а это служит надежной страховкой от возможных несчастных случаев. Для новорожденного, недавно плававшего в утробе матери, пребывание в водной среде — привычное явление. Именно поэтому рекомендуется начинать занятия плаванием как можно раньше — в возрасте 15— 20 дней, пока у ребенка не ослабли приобретенные до рождения ощущения и привычки.

Никто из родителей не должен заниматься с ребенком без разрешения и постоянного контроля врача. Ход занятий, нагрузка, периодичность, продолжительность всегда индивидуальны, зависят от здоровья ребенка, его физических и даже в какой-то мере психологических особенностей. Ведь наши «пловцы» совсем крохотные, они поначалу и головку-то держать не могут, их выкупать, перепеленать впервые страшно, а тут нечто вроде спортивной тренировки! Так что будьте очень внимательны, осторожны и обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Если вы решите заниматься по всем правилам, придется набраться терпения. Программа рассчитана примерно на год. Это значит: почти каждый день (5—6 раз в неделю) вы должны не меньше часа (а если учесть все подготовительные операции, то и двух часов) отдавать плаванию. Для малыша — это развлечение, для вас же — напряженная работа, требующая не только знаний, но внимания и сосредоточенности. Очень плохо, если вы, начав занятия, бросите их на полдороге. Помните о том, как полезны эти занятия для вашей дочери, благотворно скажутся они на ее будущем. Нет сил и времени выполнять программу по максимуму — сократите ее, занимайтесь реже, но все-таки занимайтесь, пока малышка не овладеет нужными навыками. В полгода ваша дочка уже должна хорошо держаться на воде, а в год — самостоятельно плавать на спине, на груди, уверенно нырять.

Заниматься нужно всегда в одно и то же время, лучше в первой половине дня, через час-полтора после кормления, и заканчивать за час до следующего кормления.

Прежде чем приступать к занятиям, побывайте в поликлинике — вам покажут первые упражнения и поддержки. Изучите их, потренируйтесь с куклой.

Постарайтесь быть веселой, ровной, чтобы ваше настроение передалось малышу.

Учтите: страха он не знает. Это вы боитесь, и вы виноваты, если «заразите» ребенка своей нервозностью. Он не должн плакать и выражать недовольство, а если это случилось, значит, нездоров, или ему холодно, или глотнул воды, или мыло попало в глаза. Не торопитесь, не пугайте малыша — действуйте мягко, ласково, все время с ним разговаривайте, напевайте, развлекайте яркими игрушками.

Можно включить на время занятий приятную негромкую музыку. Никакого насилия! Не хочет, отказывается от новых упражнений — тут же их прекратите, вернетесь к ним позже. И не форсируйте нагрузку. Желаемый результат вы все равно получите: закаливание и крепкое здоровье.

Годовой курс домашнего обучения плаванию разбит на пять периодов, или классов,— по два месяца каждый.

Начинать лучше пораньше, с 15—20-дневного возраста, но если не успели или врач не разрешил, можно и позже — с 3—4 месяцев, соответственно сократив программу.

Не бойтесь, если ребенок окунется с головой (позже вы будете окунать его нарочно, а потом он и сам с удовольствием будет нырять): когда рот и нос погружаются в воду, малыш инстинктивно задерживает дыхание и не может захлебнуться за эти считанные секунды. Наоборот, ему легче держаться на воде, если все тельце (кроме лица) максимально погружено в воду.

Еще один необоснованный страх. Многие мамы волнуются: а вдруг вода попадет в ушки! Не попадет. А если попадет, то сама выльется. Главное, чтобы вода была чистая. После купания аккуратно, бережно высушите тельце ребенка простыней, а ушки — ватными жгутиками.

Итак, начинаем. Тщательно щеткой моем ванну (это придется делать каждый раз!), наполняем ее теплой водой нужной температуры (следите за температурой в течение всего урока), зовем на помощь кого-нибудь из домашних и приступаем к первому, самому ответственному, самому трудному занятию.

В нашей школе домашнего плавания пять периодов, или пять классов.

Первый класс. Ребенок учится лежать на воде. В этом классе 25—30 занятий продолжительностью от 15 до 30 минут каждое, обучение длится 5—6 недель. Температура воды сначала 37 градусов (первые пять занятий), потом постепенно снижается до 34 градусов. Первое занятие рекомендуется проводить садясь в ванну вместе с малышкой, конечно соблюдая все правила гигиены. Малыш привыкает лежать в воде на спине, на боку, на животике,— разумеется, при умелой поддержке матери. Все тельце, кроме лица, должно быть равномерно погружено в воду, ножки прямые. Следите, чтобы голова не закидывалась назад — ведь ребенок еще плохо ее держит. Пусть свободно, хаотично двигает руками и ногами. Через несколько занятий, хорошо освоив разные поддержки, можно переходить к следующему упражнению, покачиванию. Переворачивать малыша из горизонтального (на спине) положения в вертикальное, на бок, на грудь. Следующий этап — проводки. Вы «катаете» ребенка от одного конца ванны до другого, давая ему толчок, чтобы он скользил по воде. Постепенно поддержки становятся все легче, и можно уже начинать изредка окунать грудничка в воду с головой.

Второй класс. Ребенок самостоятельно плавает на спине. В этом классе 40—50 занятий, продолжительность их постепенно увеличивается на 5—10 минут, обучение длится 2 месяца. Температура воды снижается с 34 до 32 градусов {каждые два-три дня на 0,5 градуса). Важное новшество: теперь перед погружением в воду с ребенком надо заниматься специальной гимнастикой (упражнения покажут в поликлинике, куда мама непременно должна зайти с ребенком перед тем, как перевести его во второй класс) и делать легкий массаж. Имейте в виду: эти гимнастика и массаж не заменяют обычных, которые вы делаете ребенку, они лишь дополняют курс плавания.

Придется смастерить для малыша нехитрые плавучие приспособления, способные удержать ее на воде: «чепчик русалки» (полотняную шапочку с завязками, обшитую по линии лба резиновой надувной лентой или кусочками пенопласта, цепью пробок и т. п.), «ожерелье русалки» (такое же приспособление вокруг шеи), «пояс Нептуна» (резиновая подушечка или грелка укрепляется при помощи пояса на пояснице). Могут пригодиться также вожжи или подвески, гладко оструганная палка, которую кладут поперек ванны, резиновый коврик (его помещают на дне) и, конечно, яркие игрушки — потопляемые и непотопляемые.

Упражнения в воде каждый раз усложняются. Проводки-скольжения на спине уже иногда проходят без поддержки. На груди еще приходится поддерживать. Все чаще, но не более 5—6 раз за занятие ребенка погружают в воду. Сначала только из вертикального положения, чтобы не испугался от неожиданности и не глотнул воды. При этом всегда командуют: «Раз-два-три, ныряем!» К концу второго класса ребенок должен уметь без поддержки лежать и скользить по воде на спинке (в «чепчике» или «ожерелье»).

Не забудьте, при переходе в следующий класс необходимо побывать у врача — только он может разрешить продолжать занятия. Если нагрузка окажется слишком велика, ребенок устает, отстает в весе от средних показателей, нужно сократить число занятий, облегчить упражнения.

Третий класс. Ребенок отрабатывает правильные движения ногами. В этом классе 50—60 занятий продолжительностью до 50 минут, обучение длится 2 месяца. Температура воды постепенно снижается до 30 градусов.

Этот класс весьма ответственный, от него во многом зависит, как скоро ребенок научится не просто лежать на воде, а активно плавать.

Осваивать правильные движения ногами в столь раннем возрасте трудно, нужно очень много терпения. Выбирайте, какой вид движения больше нравится дочке — типа «скроля», «брасса» или «велосипед»,— и терпеливо отрабатывайте его во время «сухопутной» гимнастики и в воде. На спине пусть ребенок лежит самостоятельно (можно надеть «чепчик» или «ожерелье»), на груди — в «поясе Нептуна», по возможности без вашей поддержки. Резиновые подушки надувайте с каждым разом все слабее. Помните, сейчас самое основное — активизировать движения ногами, пусть малыш повторяет их по 20—25 минут на каждом занятии, в разном положении, при разных способах поддержки. А к концу третьего класса начинайте включать в упражнения и движения руками/тоже выбрав один из трех типичных видов гребка: напоминающий движение при брассе, при кроле (без выноса рук из воды) и «велосипед». Кроме того, продолжайте совершенствоваться в «нырянии»: ребенок к концу третьего класса уже сам с удовольствием погружается в воду, достает игрушки со дна ванны.

Четвертый класс. Ребенок плавает на груди. Ваш малыш уже пловец со стажем, к тому же он заметно повзрослел: ему уже полгода (а если вы начали занятия с опозданием, еще больше). В этом классе 50— 60 занятий по 60 минут каждое, длительность обучения—10—12 недель. Температура воды прежняя (30 градусов). Старайтесь всячески разнообразить занятия, включить в них побольше игровых элементов. Пусть ребенок действует по возможности самостоятельно, получая от плавания максимум удовольствия. В этом классе преобладают упражнения, выполняемые на груди. Пояс можно снять и дать малышу в руки. Отрабатываются, совершенствуются гребковые движения ногами и руками. Ребенок уже сам пытается плавать, сам погружается и выныривает, ищет под водой игрушки. Ходить «по суше» ребенок еще не умеет, а в ванне, где меньше нагрузка на мышцы и суставы, разгуливает без труда. Вода доходит ей примерно до плеч, она держится за вашу руку или за палку, положенную поперек ванны.

Пятый, «выпускной», класс. Ребенок умеет плавать. Обучение в этом классе длится 3—4 месяца, до того, как малышу исполнится год. Она уже выросла, окрепла, многое умеет. Начинает понемногу ходить. И нередко родители охладевают к занятиям плаванием. Еще немного терпения! Вы уже потратили столько сил и времени, жаль не довести дело до конца. Сейчас рекомендуется по-прежнему заниматься 5—6 раз в неделю по 50—60 минут при температуре воды 30 градусов. Не успеваете — занимайтесь реже, но по возможности регулярно. Программа в пятом классе понемногу усложняется. Движения становятся все более координированными, плавными, осмысленными. Ребенок уже должен самостоятельно, без поддержки плавать 10 минут на спине и 5 минут на груди, правильно двигая руками и ногами. Он умело ныряет в воду (иногда с бортика ванны), проплывает некоторое расстояние под водой и, самое важное, уже умеет выдыхать в воду воздух после глубокого вдоха.

Если ваш малыш к году не научится всему тому, о чем сказано выше, не огорчайтесь — у него еще есть время наверстать. Главное, чтобы он умел держаться на воде, остальное придет само собой. «Закончив школу», не прекращайте игр и занятий в ванне. И двухлетнему ребенку в ванне не будет тесно.

А летом, в хорошую погоду, можно попробовать поплавать в чистом водоеме, если температура не ниже 26 градусов. Только будьте осторожны, ни на минуту не оставляйте ребенка без внимания!

Rambler's Top100 Химический каталог

Copyright © 2009-2012