Главная

Гимнастика для девочки с полутора лет

В первые месяцы жизни оздоровительные занятия сводятся к массажу. Девочка растет и среди множества необходимых жизненных наук все лучше овладевает движением. На втором году жизни она учится твердо держаться на ногах, по-настоящему ходить, лазать, даже бегать. Совершенствует свои движения, добивается большей их согласованности, точности. Теперь она должна не только позволять вам двигать ее ручками и ножками, а делать все это сама, с вашей помощью, разумеется. Гимнастика для нее — игра. Поэтому старайтесь сделать эту игру веселой, занимательной, а главное — понятной.

Упражнения для ребенка 1,5—2 лет

1. Круги руками вперед и назад по 8 раз.
2. Вы и дочка стоите на полу лицом друг к другу. Присесть глубоко и, держась за руки, пройтись в приседе 10 шагов в одну, затем в другую сторону.
3. Положите перед ребенком игрушку, попросите наклониться, взять игрушку с пола, выпрямиться. 8—10 раз.
4. Сядьте на пол вместе с ребенком и, придерживая его за ноги, попросите лечь на спину и снова сесть. 8—10 раз.
5. Лежа на полу лицом вниз, руки вытянуты вверх, ребенок поочередно поднимает ноги вверх. По 6 раз.
6. Положите на пол 5—6 палочек. Ребенок перешагивает через каждую палочку, а вы держите его за руку. 45—50 сек.
7. Вы держите ребенка за руки, а он приседает и встает. 10—12 раз.
8. Ходите медленно, быстро, бегом, шагом. 45—60 сек.

Упражнения для ребенка 2—3 лет

1. Кисти к плечам, локти отводите назад и вперед. Вы показываете и выполняете упражнения вместе с ребенком. 10—12 раз.
2. Ребенок приседает (вы держите его за руки) и в этом положении передвигается прыжками вперед. 35—40 сек.
3. Стоя на полу, ноги на ширине стопы, руки на поясе, ребенок наклоняется вперед и назад. По 6 раз.
4. Лежа на животе, руки под подбородком, ребенок поднимает обе ноги вместе вверх. 8—10 раз.
5. Положите на пол палку. Ребенок перепрыгивает через палку, вы держите его за руки. 10—12 раз.
6. Присядьте глубоко, руки положите на колени. Пройдите в этом положении 16 шагов вперед, затем возвратитесь на место. Ребенок повторяет ваши движения.
7. Ребенок ползает под стулом или табуреткой. 10—12 раз.
8. Перешагивает через палки, положенные на полу. 8—10 раз.
9. Ноги вместе, руки на поясе, прыжки на месте 20—30 раз.
10. Ходьба на носках 40 сек.
11. Ребенок лежит на полу лицом вниз, вы держите его за ноги, а он поднимает голову вместе с верхней частью туловища. 8—10 раз.
12. Ходьба по комнате на пятках. Вы держите ребенка за талию и шагаете вместе с ним. 40 сек.
13. Бег 35:—40 сек., ходьба 25—30 сек.

Как видите, все совсем несложно. Когда девочке исполняется 3—4 года, к гимнастике-игре можно прибавить обычную утреннюю зарядку. Только не делайте из гимнастики принудительную, обязательную процедуру. Надо, чтобы малышка полюбила ее, чтобы с самого начала она ассоциировалась у нее с радостью, весельем, удовольствием. Тогда не вы, а дочка будет будить вас по утрам: мама, давай заниматься!
Вот несколько примерных комплексов утренней зарядки для разного возраста:

Упражнения для ребенка 3—4 лет

1. Ходьба 40—45 сек., бег 35 сек., снова ходьба 40 сек.
2. Стоя ноги на ширине плеч, руки вверх, потянуться — вдох; руки опустить — выдох. 8—10 раз.
3. Стоя ноги на ширине стопы, «пружинка»: присесть, несколько раз спружинить — выдох, выпрямиться — вдох. 6—8 раз.
4. «Полетели птички» — руки в стороны, бег по комнате. Дыхание произвольное.
5. В руки взять мячик, поднять его вверх, посмотреть на него, затем положить на пол, поднять руки вверх, посмотреть на них, снова наклониться, взять мячик и поднять вверх. Дыхание произвольное. 8—10 раз.
6. Игра в «футбол»: толкать мяч то правой, то левой ногой.
7. Ходьба 35—40 сек.

Упражнения для ребенка 5—6 лет

1. Ходьба 45 сек., бег 40 сек., ходьба 40 сек.
2. Положив палку на лопатки, ходить по комнате, наклоняя туловище влево и вправо. Дыхание произвольное. 45—50 сек.
3. Стоя ноги на ширине плеч, палку держать перед собой. Поднять палку вверх — вдох, положить на пол — выдох, выпрямиться, поднять руки вверх и снова, наклонившись, взять палку. 10—12 раз.
4. Стоя ноги на ширине плеч, присесть, руки положить на колени и ходить по комнате «уточкой». Дыхание произвольное.
5. Стоя ноги врозь, палка на лопатках, наклониться назад, а затем вперед, стараясь колени не сгибать. Дыхание произвольное. 6—8 раз.
6. Ходьба по комнате на четвереньках. Дыхание произвольное.
7. Встать на колени, руки на поясе, выпрямиться и затем сесть на пятки. Дыхание произвольное. 8—12 раз.
8. Ходьба 45 сек.

Упражнения для ребенка 6—7 лет

1. Ходьба с хлопками впереди и сзади. 45—50 сек.
2. Стоя ноги врозь, руки на поясе, локти отвести назад, прогнуться — вдох, затем наклониться вперед и локти вперед — выдох. 10—12 раз.
3. Стоя ноги вместе, руки вверх. Круги прямыми руками вперед и назад. В каждую сторону по 4 раза.
4. Стоя ноги вместе, руки на поясе. Прыжки ноги в стороны и вместе. Дыхание произвольное. 12—14 раз.
5. Лечь на пол на спину, руки на поясе. «Велосипед»: ноги поднять вверх и поочередно сгибать и разгибать в коленях. Дыхание произвольное. 20 раз.
6. Лечь на пол лицом вниз, руки вдоль туловища, поочередно поднимать вверх выпрямленную ногу. Дыхание произвольное. По 6 раз.
7. Ходьба 40—50 сек.
8. Прыжки ноги врозь, руки на поясе. Дыхание произвольное. 25— 30 сек. Затем ходьба 35 сек.

В 4—5 лет вы уже можете очень точно охарактеризовать свою дочку: подвижная она, «юла», или, наоборот, «тихоня». Прямо скажем, второй вариант хуже. За столом ваша тихоня засыпает с ложкой в руке, вы чуть ли не силой заставляете ее есть. Идете гулять — уже через десять минут начинается нытье: устала, ножки болят, хочу на ручки. В автобусе так и ждет, чтобы кто-то уступил место — стоять трудно. Да и в детском коллективе та же картина: все резвятся, играют, а она тихо стоит в стороне, наблюдает. А если к тому же девочка перекормленная, толстенькая, неловкая, начинаются дразнилки, обиды, слезы, первые детские горести, часто больно, надолго ранящие душу.

Подобная медлительность, вялость, инертность чаще всего бывают следствием неправильного воспитания. Чтобы ребенок был живым и подвижным, уже с раннего возраста его нужно приучать к движению. Играйте с дочкой, придумывайте интересные занятия, составными которых обязательно является движение. И она почувствует прелесть бега, прыжков, сама заинтересуется подвижными играми, начнет требовать «давай поиграем». Вот тогда вы и перестанете беспокоиться об отсутствии аппетита. Чего доброго, даже начнете про себя думать «хоть бы минутку спокойно посидела».

Лучше всего привлекать детей к активному выполнению физических упражнений с 5 лет. Это уже достаточно «солидный» возраст, когда и плавать можно, и кататься на коньках (например, в секции фигурного катания). Пятилетних девочек охотно принимают в школы художественной гимнастики и синхронного плавания. А через два-три года можно будет уже и всерьез приняться за тренировки в этих видах спорта.

В 5 лет ребенок переживает первый период двигательной активности. Он уверенно держится на ногах, ловко бегает, учится прыгать в длину и высоту. Вы, наверное, не раз наблюдали, как старательно, не один раз падая, пытается малыш перепрыгнуть через низенькое бревно на детской площадке во дворе, взобраться по лесенке, скатиться «на пятой точке» с горки.

Вот здесь-то и нужно не упустить момент для того, чтобы привить дочери любовь к физическим упражнениям. Для начала—об этом мы уже говорили, но подчеркиваем еще раз — приучайте ее к регулярной утренней гимнастике. Ежедневное выполнение правильных движений превратится в привычку, ребенок будет повторять их не контролируя себя, то есть движения станут автоматическими.

Предлагаем комплекс физических упражнений для девочек от 5 до 7 лет. Ведь этот период предшествует школьным годам, вместе с которыми приходит необходимость придерживаться определенного распорядка дня. Пребывание в школе, выполнение домашних заданий на первых порах будут утомлять маленькую ученицу. Если же девочка крепкая, физически закаленная, дополнительные нагрузки не повлияют на ее самочувствие.

Но помните, пятилетний ребенок еще не может долго сосредоточиться на чем-то одном, быстро устает, когда ему скучно. Физические упражнения он обычно выполняет без интереса, пытается уклониться от них. Малыши настроены играть, баловаться, и эти естественные склонности следует использовать на благо физкультуре.

Многие родители еще смотрят на привлечение детей к физическим упражнениям как на напрасную трату времени,— мол, если ребенок здоров, то он и так здоров. Не забывайте: каким бы крепким от природы ни было здоровье, ребенка все равно нужно закалять, поддерживать в «форме».

В нашем комплексе все упражнения имеют свои названия, они имитируют трудовые процессы или знакомые движения. Такие упражнения дети выполняют с большой охотой. Рекомендуем выполнять их вместе с дочкой, играть с ней (и маме польза!).

Обязательно следите за дыханием. Большинство малышей, естественно, стремится к задержке дыхания, потому что объединять его с движениями нелегко. Но это вредно. Чтобы дети равномерно и глубоко дышали, нужно подавать команды, пока правильное дыхание не станет автоматическим процессом.

Летом, в теплые осенние и весенние дни лучше всего проводить занятия на свежем воздухе: во дворе, в парке или сквере, на балконе. Если придется заниматься в комнате, не забудьте ее хорошенько проветрить, оставить открытой форточку, но поставьте ребенка, да и сами встаньте так, чтобы вы не попадали на сквозняк.

А теперь переходим непосредственно к упражнениям.

1. «Собирание урожая». Ходьба по комнате. Поднимаясь на носках, делать движения руками, будто срываете яблоко с дерева, В среднем темпе в течение 40—50 сек.

2. «Аист». Ходьба по комнате. Подниматься на пальцах одной ноги, а вторую сгибать перед собой в колене. Дыхание произвольное. В среднем темпе в течение 30—40 сек.

3. «Утенок». Ходьба по комнате вразвалочку, имитируя утку, держа руки на коленях. В среднем темпе в течение 30—35 сек.

4. «Потяни канат». Стать прямо, ноги врозь. Поднимая руки вперед-вверх (вдох), делать такие движения, будто держишься за канат и тянешь его вниз, немного сгибая колени (выдох). 14—16 раз,

5. «Метание в цель». Стать прямо, одна нога впереди. Согнуть одну руку к плечу, вторую выпрямить перед собой, слегка наклониться вперед. Сделать рукой и туловищем движение вперед, имитируя метание камня в цель. В среднем темпе каждой рукой 12—14 раз.

6. «Косец». Стать прямо, ноги врозь, руки подняты вперед. Поворачиваясь налево и направо, делать широкие, размашистые движения руками, изображая взмахи косы. Дыхание произвольное. В средней темпе 12—14 раз.

7. «Поднимаюсь по лестнице». Стать прямо, ноги вместе, руки слегка согнуты. Выполнять ногами движения, будто поднимаешься по высоким ступеням. Дыхание произвольное. В среднем темпе в течение 25—30 сек.

8. «Плавание». Лечь на пол (на чистый коврик) лицом вниз. Разгибая руки, отводить их в стороны и снова сгибать, имитируя движения пловца. 20—25 сек. Лечь на спину, поочередно поднимая то одну, то другую руку и сгибать ногу, изображая плавание на спине, В среднем темпе в течение 20—25 сек.

9. «Вертолет». Лечь на живот, руки развести в стороны, ноги вместе. Поднять туловище вверх и опустить. В среднем темпе 8—10 раз.

10. «Велосипедист». Лечь на спину, руки под головой. Сгибать и разгибать ноги, будто едешь на велосипеде. В среднем темпе в течение 15—20 сек.

11. «Лошадка». Бегать по комнате, поднимая колени. 20 сек.

12. «Зайчик». Бегать по комнате, подскакивая, как зайчик. 20 сек.

13. «Качалка». Стать прямо, ноги врозь, руки на поясе. Подняться на носках и, опускаясь, сделать перекат на пятки, В среднем темпе 10—12 раз.

Комплекс следует выполнять в течение примерно полугода. За это время ребенок и родители привыкнут к упражнениям. Потом составьте собственный комплекс на основе рекомендованных нами упражнений. Разнообразить комплекс нужно потому, что одни и те же движения надоедают детям.

Почаще играйте с девочкой в веселые подвижные игры: «Догоню-догоню», «Лошадки» и так далее. Непременно затевайте их во время прогулок. Разумеется, взрослый не наблюдатель, не командир, а активный участник, партнер такой гимнастики-игры.

«Мельничка». Ноги вместе, одну руку поднять вверх, другую опустить. Круговые движения руками: работает мельничка.

«Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки сомкнуты над головой наподобие «топорика». Вдохнуть и быстро сделать движение, словно подрубливаешь пень, потом выпрямиться. Повторить несколько раз.

«Деревце». Ноги вместе, руки поднять вверх — момент затишья перед бурей. И вот начинается ветер, который качает «дерево»,— выполнять движения туловищем вперед и назад, влево и вправо.

«Ванька-встанька». Лечь на спину, ноги согнуть в коленях, руки под голову. На счет «раз» подняться и сесть, на счет «два» лечь.

Наконец пусть попрыгает на месте как можно выше. Можно и прыжки сделать игрой. Например, ударять об пол большим мячом, предлагая ребенку попрыгать, как мячик, в том же темпе. Или начертить на полу мелом две линии на расстоянии 20—30 см — пусть девочка несколько раз подряд перепрыгнет через этот «ручеек».

Ребенок растет, и вместе с ним «растут» его игры, становятся сложнее, требуют не только ловкости, но и сообразительности, умения рассчитать свои силы. Особенно интересно, когда играют несколько ребят. Вот несколько игр для детей постарше:

Метание мячей

Из досок делают щит размером 0,5x0,5 м. Внутри щита прорезают отверстие диаметром 10—12 см, щит прикрепляют так, чтобы отверстие было на высоте 1,5 м. За щитом должно быть пустое пространство. В 5—7 м от щита становится ребенок. Ему дают пять маленьких мячей. Задача — хоть раз попасть в отверстие щита.

Палкой по банке

Кол высотой 1 метр вбивают в землю, надевают на пего пустую консервную байку. Держа перед собой поднятую палку (ее длина 75—100 см), ребенок с завязанными глазами идет вперед, останавливается и бьет палкой сверху вниз. Если попадет по банке — выиграл.

Поворот в круге

Чертят круг диаметром 50 см. Подпрыгнув, надо сделать в воздухе поворот на 360 градусов а опуститься точно в круг.

Ловля мяча

Для игры нужны два маленьких мяча, желательно разноцветных. Ребенок берет в каждую руку по мячу и, подбросив их вверх, должен сделать полный поворот кругом, а потом поймать оба мяча. Разрешается сделать три попытки. Для тренировки можно ловить один мяч в ори этом хлопать в ладоши, приседать, прыгать и так далее.

Ножной мяч в круге

Выбрав водящего, играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Водящий из центра круга старается несильным ударом ноги выбить мяч за крут, остальные задерживают мяч ногами, передавая его обратно водящему. Сменит водящего тот, кто пропустит мяч за круг. Руками отбивать мяч нельзя. Выбивать его из круга разрешается не выше уровня коленей.

Rambler's Top100 Химический каталог

Copyright © 2009-2012